Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Организация логопедической работы.

Организация коррекционно - развивающей учебно - воспитательной работы учителя - логопеда осуществляется на основе:

- Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90 ФЗ);

- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 - 1;

- Инструктивного письма Министерства образования РФ № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Письмо Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48 (с изменениями от 26.12.2000 г.);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»;

- Квалификационные характеристики должностей работников образования. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 г.№ 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189.

Работаю по авторизованным учебным программам коррекции нарушений речи для классов, обучающихся по общеобразовательной программе и для вспомогательных классов для детей с нарушением зрения, рецензированными ГБОУ Краснодарского края ККИДППО в 2008 году.

Коррекционно - развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 - 4 классов (общеобразовательная программа) и 1 - 6 классов (программа вспомогательной школы), имеющих различные речевые нарушения:

- системное нарушение речи;

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР);

- фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФН);

- нарушения чтения и письма, обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

- фонетические нарушения (ФН).

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (НВОНР, ФФН) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи - коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Система логопедической работы

Целью логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы учащихся.

Задачи:

- диагностика и коррекция устной и письменной речи;

- развитие и коррекция высших психических функций, моторики;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных (коррекционных) программ;

- воспитание мотивации к учению, общению;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы-интерната.

Результат - устранение нарушений речи у детей с депривацией зрения.

Критериями и показателями эффективности логопедической работы являются: чистое звукопроизношение, грамотное письмо, быстрое и правильное чтение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, социализация детей.

В систему логопедической работы входит: диагностика, коррекция, предупреждение, разъяснение, отслеживание изменений в речевом развитии.

Применение современных коррекционных технологий (техник).

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Для решения следующих педагогических задач:

- своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

- предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка;

- организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса;

- содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;

- консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы;

в процессе коррекционно - развивающей работы с учащимися со зрительной депривацией и нарушениями речи я использую современные коррекционные технологии, адаптируя их к условиям коррекционно - развивающего процесса незрячих и слабовидящих учащихся:

Технологии логопедического обследования.

Технологии коррекции звукопроизношения.

Технологии формирования речевого дыхания.

Технологии коррекции голоса.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Технологии логопедического массажа.

Технологии дифференцированного обучения (технология уровневой дифференциации).

Игровые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Нетрадиционные технологии.

Технологии развития связной речи.

Технологии коррекции нарушений письма.

Здоровьесберегающие технологии.

Применяя в своей работе данные технологии добилась следующих результатов:

Динамика коррекции письменной речи.

Учебный год

Месяц.

Степень выраженности

тяжелая

средняя

легкая

норма

2008 - 2009 

сентябрь

31,8%

40,9%

27,3%

-

май

13,6%

18,3%

45,4%

22,7%

2009 - 2010

сентябрь

53,3%

13,4%

33,3%

-

май

20%

26,6%

33,4%

20%

2010 - 2011

сентябрь

50%

31,3%

18,7%

-

май

25%

37,5%

25%

12,5%

2011 - 2012

сентябрь

46,2%

30,8%

23%

-

май

15,4%

30,8%

38,4%

15,4%

2012 - 2013

сентябрь

10,5%

52,6%

36,9%

-

май

5,2%

21%

48,5%

26,3%

                                                

Динамика коррекции процесса чтения. 

Учебный год

Месяц.

Степень выраженности

тяжелая

средняя

легкая

норма

2008 - 2009

сентябрь

13,6%

18,1%

41%

27,3%

май

4,5%

9,1%

31,8%

54,5%

2009 - 2010

сентябрь

33,1%

26,8%

26,8%

13,3%

май

6,6%

26,8%

26,6%

40%

2010 - 2011

сентябрь

37,5%

25%

25%

12,5%

май

12,5%

18,7%

25%

43,8%

2011 - 2012

сентябрь

23%

46,2%

15,4%

15,4%

май

-

30,8%

30,8%

38,4%

2012 - 2013

сентябрь

5,3%

36,9%

42,1%

15,7%

май

-

16%

42%

42%

 

 Динамика коррекции нарушений звукопроизношения. 

Учебный год

звуки поставлены и автоматизированы

значительные улучшения

незначительные улучшения.

2008 - 2009

44,5%

38,8%

16,7%

2009 - 2010

33,4%

46,6%

20%

2010 - 2011

44,8%

35,4%

19,8%

2011 - 2012

36,4%

45,5%

18,1%

2012 - 2013

44,7%

42%

14,3%

 

В результате реализации программ коррекционного развития учащихся для детей с депривацией зрения в коррекционно - развивающей деятельности за период 2008 - 2013 годы наблюдается положительная динамика, стабильность показателей коррекции устной и письменной речи, а главное, повышение успеваемости учащихся по русскому языку и чтению. Это доказывает эффективность применяемых современных коррекционно - развивающих технологий.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписания занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материальной базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения. Оформляя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета с учетом требований, я сумела создать ситуации успешности и комфорта, которые позволяют максимально сохранить здоровье учащихся, поддерживают положительный эмоциональный фон.